?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

...наИзнанКу

Декабрь – месяц тяжелых и темных портьер на окне. Они свисают фалдами и драпируют всё то, что происходит с жизнью по ту сторону окна. А там - за стеклом - снег накрывает города и замораживает мысли. Это месяц новогоднего бархата и атласа. Время карнавального смеха, распродаж и Рождества в Европе. Это момент как будто бы сказочного церемониала и радостных надежд. И чем фееричнее и волшебнее эта ночь, тем холоднее магия ВЕРЫ.

 О Рождестве Христовом я узнала рано. Мой папа – военный и коммунист – несмотря на строгий регламент армейской службы, в один из своих лейтенантских отпусков взял и покрестил меня. Церкви и тогда на Украине были вполне действующим институтом. Но попа в целях конспирации заказали на дом. Мне было тогда года два отроду. Весь этот процесс я не помню. Но зато помню, что у меня были Крестная Мать и Крестный Отец. А через пару лет радость такого обладания сменилась разочарованием. Мне строго-настрого ЗАПРЕТИЛИ в садике рассказывать о крещении. Нельзя было подвести папу. Но позже в моей детской голове стали созревать вполне *недетские* вопросы. А зачем крестили? Почему это таинство должно быть строжайшей тайной? И зачем этот Бог нужен? Ответы на эти вопросы были настолько невнятными, кроме, пожалуй, одного. Мне показали икону и сказали: это Матерь Божья, будешь себя плохо вести, Бог всё видит и он тебя накажет. Помню всё оцепенение по своему телу. Это был какой-то паралич страха: как это так? Что может произойти, если какая-то картинка с лицом будет стоять в серванте и за мной наблюдать? Я помню до ненависти все эти ощущения. Я боялась остаться в комнате и бегать вокруг стола. А для меня это было такое любимое занятие, что, однажды набегавшись вдоволь, я поняла: за мной следят…!!! Да-да, следят глаза той иконы. И в страхе я их возненавидела. Я пошла на свое детское непослушание. Открыла дверцу серванта, достала икону, взяла ножницы и нацарапала ей глаза. В мои лет шесть мне казалось, я лишила её зрения, и теперь я могу бегать, сколько душе угодно. На месте детского преступления меня взяли с поличным. И наказали, вселив в меня незыблемое чувство страха Кары Небесной. Я стояла в углу и должна была просить прощения у всех: у мамы, у папы и даже у Матери Божьей.

Потом, когда моя бабушка водила меня в церковь, то смотреть под купола мне было безумно страшно, но интересно. Теперь мне говорили, что Иисус – наш спаситель. Но лики святых, их глаза никак у меня не клеились с тем, что я видела в реале. Плакала тетя Маруся, её корову убило молнией, и она боялась остаться голодной на зиму. А баба Хима умерла во сне, у неё сгорела хата. А поп той церкви ездил по селу на «Волге» как председатель колхоза. И именно с того момента в себе я стала ощущать рождество ЖУТКОГО протеста. Но ощутила его так явно я только лет через тридцать. В одну из поездок в Верхотурье мы зашли в Кресто-Воздвиженский храм. Был понедельник. Безлюдно. Но мощи Симеона Верхотурского монахи монастыря охраняют круглосуточно. Он в черной рясе, с бородой, с нестриженными ногтями подошел ко мне и спросил: «Крещеная?» «Да», - ответила я. И он, обмакнув какую-то кисть в ароматном масле, намазал мне лоб. Потом тихая беседа. Мы рассказали, что приехали из Челябинска, что хотели бы узнать историю. И монаху показалось, он нашел благодатные уши. Но именно финал разговора развернул во мне настоящее торнадо эмоций. Я получила замечание. Макияж, брюки. Тот монах мне сказал: «Грешишь, барышня, Господь Бог не любит этого». Скорость моей мысли была настолько велика, что я тут же отрезала: - А в чем собственно грех? - Не гоже женщине носить мужские одежды. И губы красить не гоже. Не пустят тебя в рай. - Не пустят, ну и не надо. Не всем есть место в раю.

По дороге домой во мне взбунтовалось всё. От маковки до пяток. Как так: взять и просто повесить на человека клеймо? Грешница! А что? Носить платья – женские одежды да с рюшечками, губы не красить, голову не кудрить, а потом взять и в таком благочестивом виде украсть у подруги кошелек с зарплатой? Или ребенка родить и оставить в роддоме? Или быть настолько не жадной в любви, что взять и увести чужого мужа – отца двоих детей. А тот, пересекая границы государств, увидит такую благочестивую даму в розовой пижамке, и с горя начнет беспробудно пить. Неужели это не грех??? А внешне-то вроде всё благо и богообразно. Кто-то красиво рисует на заборе…граффити, а кто-то красиво разбивает чужие семьи. Прямо достоевщина какая-то разыгралась во мне!!! «Если бог есть», то, как же он может допускать такие несветлые мысли в адрес незнакомого человека? Да как я имею право сомневаться в том, что кто-то хороший? Ведь судят не по одежке, а по поступкам. Сколько цинизма и безверия скрывает в себе белая в золоте ряса Патриарха. Я помню проливной дождь и кордон ФСБ в Коелге. Приехал Алексий Второй. Бабки стояли с закрученными одеялами, в них спали или плакали дети. Они хотели благословения Патриарха, а он прошел как Царь и даже их не заметил. А я всё тогда думала, неужели этим простым людям с их искренней верой не обидно за такое пренебрежение. Но младенцы из тех одеял вырастут, и тоже будут жить какое-то время с верой, потом разочаруются. И так будет всегда. И к той тысяче прибавится еще одна от Рождества Христова! И так же народ будет ждать церемониала, распродаж и Рождества в Европе.


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
mozg72
Dec. 20th, 2010 08:45 am (UTC)
...фТочку!
innans
Dec. 20th, 2010 09:22 am (UTC)
Верить - означает принимать на веру, безусловно, не критично. А если все время все на зуб пробовать с детства, то не получается конформного мышления. Так же происходит, когда человек любит. Любовь - всегда безусловна. Если появляются условия (люблю, потому что, люблю за то, что ...), это уже другое чувство, но не собственно любовь.
shefe
Dec. 20th, 2010 10:01 am (UTC)
другое чувство, т.е. не "животное"?
innans
Dec. 20th, 2010 11:01 am (UTC)
Другие чувства - дружба, уважение, привязанность, привычка, страх одиночества, симпатия, зависимость, ревность и т.д. и т.п. Инстинкты, конечно, тоже вызывают какие-то чувства...
shefe
Dec. 20th, 2010 10:00 am (UTC)
"поп той церкви ездил по селу на «Волге»".
И "Волга" та была с обкомовскими номерами.
andrey_lavrov
Dec. 20th, 2010 11:57 am (UTC)
И что бы не происходило навсегда останется:

В Рождество все немного волхвы.

В продовольственных слякоть и давка.

Из-за банки кофейной халвы

Производит осаду прилавка

грудой свертков навьюченный люд:

каждый сам себе царь и верблюд.



Сетки, сумки, авоськи, кульки,

шапки, галстуки, сбитые набок.

Запах водки, хвои и трески,

мандаринов, корицы и яблок.

Хаос лиц, и не видно тропы

в Вифлеем из-за снежной крупы.



И разносчики скромных даров

в транспорт прыгают, ломятся в двери,

исчезают в провалах дворов,

даже зная, что пусто в пещере:

ни животных, ни яслей, ни Той,

над Которою - нимб золотой.



Пустота. Но при мысли о ней

видишь вдруг как бы свет ниоткуда.

Знал бы Ирод, что чем он сильней,

тем верней, неизбежнее чудо.

Постоянство такого родства -

основной механизм Рождества.



Тои празднуют нынче везде,

что Его приближенье, сдвигая

все столы. Не потребность в звезде

пусть еще, но уж воля благая

в человеках видна издали,

и костры пастухи разожгли.



Валит снег; не дымят, но трубят

трубы кровель. Все лица, как пятна.

Ирод пьет. Бабы прячут ребят.

Кто грядет - никому непонятно:

мы не знаем примет, и сердца

могут вдруг не признать пришлеца.



Но, когда на дверном сквозняке

из тумана ночного густого

возникает фигура в платке,

и Младенца, и Духа Святого

ощущаешь в себе без стыда;

смотришь в небо и видишь - звезда.



24 декабря 1971 года

Ну и слава Богу.
ex_doktorva
Dec. 20th, 2010 12:57 pm (UTC)
Сильно... Порою тяжко ВСЕ ЭТО понять. Помнится, я как-то писал уже и про себя, и про свою бабушку. Меня тоже терзали вопросы церковной иерархии, а точнее внешней облочки всего этого.... Бабушка всегда по этому говорила, мол, это гордыня в тебе бунтует. А дед был более конкретным. Он так и говорил, а что эти попы святые? Все они грешат, не зависимо от своего ранга. Но дело-то не в них, а ВЕРЕ в БОГА... Кстати, о брюках... Недавно общался с одним батюшкой.... Ну так он прямо сказал, что из своей церкви он таких не прогоняет. Прогони, так эта девушка завтра уйдет в секту... Лена, спасибо.
viktor_ch
Dec. 20th, 2010 01:13 pm (UTC)
Но младенцы из тех одеял вырастут, и тоже будут жить какое-то время с верой, потом разочаруются. И так будет всегда. И к той тысяче прибавится еще одна от Рождества Христова!

Да, Лена, это звучит как приговор...
Собственно, так оно и есть.
Хотя, я-то думаю, что будет ещё хуже... но это уже другой, отдельный разговор.
Ваш рассказ о детском восприятии Бога, о том параличе страха, который он у вас вызвал, напомнил мне подобную же историю моей знакомой по ЖЖ, Тамары toma-ra
Рассказала она её в процессе обсуждения моего рассказа «Бог и секс».
Вот этот её рассказ:
http://community.livejournal.com/ecology_civil/8677.html?thread=132069#t132069
------------------
История из моего детства. Конец 80-х. Дедушка и наша соседка разговаривают о Боге, постепенно их разговор сводится к Страшному Суду и Концу Света. Мама на кухне варит и закатывает в банки грибы. Грибной запах витает по квартире.
Во время беседы дедушка приводит неопровержимые факты, что Конец Света очень близок, возможно он уже завтра, всем нам нужно раскаяться и все время проводить за молитвами, т.к. только так можно заслужить дорогу в Царствие Небесное. Иначе только в ад. Разговор был очень длинным. Дедушка говорил очень убедительно. Я играла в той же комнате под столом (любимое место для игр) и все, естественно, слышала. Перед моим детским сознанием проносились картинки из религиозных книг о Конце Света. Я очень испугалась, что попаду в ад, т.к. там детей и их мам непременно разлучат, все время они будут плакать от боли и просить прощения, но не получат его, т.к. это расплата за грехи их и их прародителей. Я была напугана до такой степени, что чуть не ревела. При этом в детстве я была абсолютно бесстрашной - черти, злые собаки, темнота – мне все было «по барабану», заставить плакать от боли – практически нереально, я терпела до последнего или давала сдачу. А тут сыграл факт разлучения навечно с близкими и особенно с мамой.
Дедушка с соседкой ушли. Мама зашла в комнату и обнаружила ребенка на грани истерики, что было нереально, зная мой характер. После долгих расспрашиваний, дедушке был вынесен нелицеприятный вердикт, а мама еще долго меня убеждала, что Конец Света – это сказки.
Мораль истории – с тех пор я не выношу запаха вареных грибов:)
belaveda
Dec. 20th, 2010 03:47 pm (UTC)
shefe
Dec. 20th, 2010 06:44 pm (UTC)
наверное, основной вопрос, о перепродавцах идей.
О вере посредникам?
Если они выглсядях недостойно?
То есть ли товар?
alvlru
Dec. 21st, 2010 08:46 pm (UTC)
Моё любимое место из "Все люди-враги" Олдингтона:
Тони....спросил отца: "Папа, какое твоё определение бога?"
Генри Кларендон....сказал невозмутимо:"Бог - это точный эквивалент шекспировского "дукдам" - клич, которым созывают дураков."
mozg72
Dec. 22nd, 2010 08:15 am (UTC)
...товар - это наши головы! за них сражаются, умами хотят манипулировать...но пока что манипуляциям поддаются далеко не светлые головы!
shefe
Dec. 22nd, 2010 09:05 am (UTC)
А как манипулировать умом, если его нет?
mozg72
Dec. 22nd, 2010 09:10 am (UTC)
...ха! потому и получается, что манипулируют дурью...:)
shefe
Dec. 22nd, 2010 09:20 am (UTC)
Да, только вот рядом с дурью,
я уже ощущаю себя ПРИдурью.
mozg72
Dec. 22nd, 2010 09:29 am (UTC)
...что само по себе: хрен редьки не слаще.
ioanna45
Dec. 23rd, 2010 10:55 am (UTC)
В переносном значении фарисеи - значит лицемеры.
Библия призывает изобличать фарисейство , лицемерие, как беззаконие. Фарисеев много и среди современных священников. А те священники, которые не обличают лицемеров в своей среде - и сами тоже грешат. Миряне борются со злом фарисейства своим критическим отношением к приходу и к священнику и не посещают то место, которое видится им неправедным.

Лена, то, что ты критически относишься к священникам, очень по-христиански и правильно. Потому, что быть равнодушным к греху - это и означает грешить, то есть не бороться с грехом .
Замалчивать и прятать грех нельзя. А нужно правильно на него реагировать
mozg72
Dec. 23rd, 2010 06:47 pm (UTC)
Re: В переносном значении фарисеи - значит лицемеры.
...Жанночка, еще бы знать, что есть грех, а что - добродетель! сегодня все с ног на голову перевернули, никаких рамок и границ, а под маской овечки очень часто волк прячется...:)
valera_uralsib
Dec. 28th, 2010 04:05 pm (UTC)
Вера Богу
Елена, правильнее говорить не о "вере в Бога", а о вере Богу, т.е. тому, чему он учит. Очевидно, что Бог существует. Чтобы в этом убедиться, достаточно прочесть небольшую книгу "Жизнь - как она взникла? Путём эволюции или путём сотворения". Если не найдёте, могу дать почитать из своей библиотеки)) Считаю эту книгу главной книгой прошлого столетия.
mozg72
Dec. 28th, 2010 04:44 pm (UTC)
Re: Вера Богу
...я с удовольствием бы прочла!
valera_uralsib
Dec. 29th, 2010 04:09 am (UTC)
Re: Вера Богу
С удовольствием принесу Вам эту книгу))
Телефон для связи отправил Вам в личку.
u_kuzi
Jan. 15th, 2013 03:10 pm (UTC)
Ни чего себе тебя торкнуло с детства. Меня и брата тоже крестили по-тихому. А теперь народ удивляется завидуя, почему у нас нет таких красивых рождественских традиций как в Ойропе, словно об истории своей те дети в одеялах позабыли.
mozg72
Jan. 15th, 2013 03:12 pm (UTC)
...Иваны, родства непомнящие:)
история, увы, многих перекроила, а в Ойропе такого не было!
u_kuzi
Jan. 19th, 2013 09:09 am (UTC)
Точно, Лен! жаль, что это не все понимают... видимо по тем же причинам.
mozg72
Jan. 19th, 2013 09:19 am (UTC)
...в условиях современной России что-либо понимать чревато:) увы!
сейчас вся пропаганда направлена на то, чтобы превратить нормального человека, умеющего думать, в быдло-массу! тенденция, увы...
u_kuzi
Jan. 19th, 2013 09:37 pm (UTC)
Ого, прям словно мама моя сказала. Она учитель и очень не довольна перестройками в школе, те же слова говорит... эх
mozg72
Jan. 20th, 2013 09:28 am (UTC)
...на самом деле всё, что сейчас перестраивают, терпит крах...
халатности много! нечестности и одно большое желание - как бы побольше натырить денег из бюджета...власть с её пропагандой отдельно, а люди отдельно!
( 27 comments — Leave a comment )
...Лена имела счастье. Счастье тоже в долгу не осталось.

Profile

mozg72
Лена Москаленко

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com